Cвадебная фотосъемка. Теория.

Свадьба - самое значительное и торжественное событие в жизни любого человека, сохраняющееся в памяти на всю жизнь. Поэтому фотограф, снимающий свадьбу, несет немалую долю ответственности за те воспоминания, которые впоследствие материализуются в виде свадебного фотоальбома.

Поскольку свадебная съемка - это некий органичный симбиоз постановочной и репортажной фотографии, профессиональный фотограф должен быть одинаково хорошо подготовлен для обоих видов работы, и уметь ориентироваться "на ходу". Постепенно, с накапливающимся опытом съемки свадеб, у каждого фотографа появляются свои излюбленные ракурсы, свои "домашние заготовки" для, в общем-то, стандартных и похожих ситуаций. Здесь важно не упустить некий вкус новизны, который в сочетании с опытом даст прекрасные результаты.

Любая свадьба складывается из следующих условных этапов, которые необходимо иметь ввиду:
  • подготовка невесты у нее дома;
  • приезд жениха и разной степени сложности "ближние бои" ("выкуп") на подступах к дому невесты;
  • поездка во Дворец Бракосочетания (или ЗАГС) и сама церемония бракосочетания;
  • прогулка по городу;
  • застолье (которое тоже можно разбить на несколько условных этапов; для удобства будем рассматривать только начало застолья или полностью весь вечер "до торта").


    Чем и на что снимать

    Когда речь идет о собственно свадебной съемке, то выбор однозначно за 35мм фотоаппаратурой. В случае, если молодожены хотят получить студийный свадебный портрет (такая съемка, как правило, производится до либо после свадьбы), то эта съемка подчиняется всем студийным законам - среднеформатная камера, поставленный свет и т.д.

    Безусловно, опытный профессиональный фотограф способен снимать чем угодно, однако удобнее использовать современные продвинутые автофокусные системы. Какую выбрать систему? Ту, которая у вас есть, ту к которой вы привыкли и знаете, что она вас не подведет. Идеально, если с собой у фотографа есть две камеры с разными зум-объективами. Почему две? Представьте, что одна камера отказала в процессе работы… (продолжать не буду). Разная оптика нужна для того, чтобы не терять время на смену объетивов, поскольку развивающиеся события не всегда подконтрольны фотографу и он должен поспевать за ними. Для сторонников одной камеры можно порекомендовать использовать зум с максимально широким диапазоном. Например, очень неплохо для такого вида съемки, зарекомендовал себя никоновский Nikkor 24-120. О том, что камера должна комплектоваться вспышкой, можно и не говорить - без вспышки лучше и вовсе не отправляться на съемку. Из фильтров самым используемым будет soft (не забывайте только его снимать!). Также не забудьте захватить с собой как минимум двойной запас батарей как для камеры, так и для вспышки.

    Что касается пленки, то, несмотря на наличие "специальных профессиональных свадебных" пленок, современные материалы, не позиционирующиеся как "про", более, чем удовлетворительно справляются с задачей (не говоря уже об их стоимости). Та же самая четырехслойная "суперия", изготавливающаяся по технологии "реала" даст вам превосходные результаты. Что касается количества снимаемого материала - то это оговаривается с заказчиком до съемки. Нередко, ближе к концу мероприятия, заказчик может пожелать увеличить объем съемки, поэтому необходимо иметь с собой как минимум полуторный запас пленки. В последнее время наиболее "продвинутые" молодожены заказывают параллельно съемку на ч/б пленку (1-2 пленки на всю свадьбу). Это однозначно удорожает заказ, поскольку требует наличия второй камеры и умения фотографа быстро переключаться с одного вида съемки на другой.


    Что еще необходимо сделать до дня свадьбы

    Поскольку секретом любой успешной съемки с участием людей (портреты, свадьба и пр.) является не только мастерство фотографа, но и хороший контакт с элементами доверия между портретируемыми и снимающим, стоит поплотнее пообщаться до свадьбы. Я стараюсь сделать так, чтобы до момента съемки увидеться с молодоженами как минимум дважды: первый раз - это собственно знакомство, которое дает очень много для взаимопонимания и налаживания контакта (демонстрация портфолио фотографа, визуальное изучение молодоженов); вторая встреча - за несколько дней-неделю до съемки: пообщаться, лучше привыкнуть друг к другу, максимально точно распланировать (по часам и минутам) собственно день свадьбы, уточнить кое-какие детали, получить аванс. В это же общение необходимо рассказать невесте, чем отличается ее повседневный макиях от специального фотографического, чтобы не получить в результате съемки фотографии "для дерматолога". Опыт показывает, что когда молодожены хорошо настроены на съемку, не "зажаты", достаточно раскованы - свадебные фотографии получается очень удачными (безусловно, ведущую роль здесь играет невеста по вполне понятным причинам). Согласитесь, видеть на снимках двух молодоженов с испуганными лицами, стоящими по стойке смирно, будет невесело.


    Сама съемка

    Все свадебные снимки можно разделить на обязательные и произвольные. Обязательные - это, в первую очередь, кадры в ЗАГСе, церкви, обмен кольцами, снимки молодоженов вместе с родственниками, за свадебным столом. Все остальные кадры - это то, что укладывается в смету: здесь важно достаточно точно рассчитать съемочный материал, чтобы не получилось, что к концу съемки вы перерасходовали пленку, оплачивать которую никто не будет.

    В серии свадебных кадров неплохо смотрятся фрагменты, когда вы хотите подчеркнуть какую-либо деталь, например, красивый букет невесты.

    Начинается съемка, как правило, в доме у невесты - хорошо и живо получается на фотографиях подготовка невесты к свадьбе (важно, чтобы невеста и ближайшие родственники это понимали). Далее следует приезд жениха - этот момент надо начинать снимать "на дальних подступах", поскольку жениху предстоит преодолеть эшелонированную оборону и в этот момент можно сделать интересные снимки. После этого молодожены встречаются (обязательный кадр) и отправляются на церемонию бракосочетания. Если заказаны большие свадебные машины с люками, то кадр невесты или обоих молодоженов, выглядывающей из люка, тоже смотрится выигрышно. Также неплохо сделать несколько снимков в самой машине.

    Прибыв во Дворец или ЗАГС, необходимо сориентироваться на месте - это лучшее помещение, чтобы снять молодоженов с родителями (обязательные кадры), родственниками и друзьми. Что касается самой церемонии, то здесь свобода фотографа, как правило, ограничена рамками, которые вам укажет местный гид - где стоять, куда не ходить и т.д. Обращайте внимание на блицы, развешанные на стенах местным фотографом - иногда они способны сыграть плохую шутку, испотив снимки. Чаще всего, в момент ожидания во Дворце или ЗАГСЕ у фотографа есть возможность сделать несколько очень удачных парадных портретов молодоженов в полный рост (естественно, что снимать это нужно не на коротком конце зума, а на 70-90 мм); хорошо также использовать для этого естественный свет из больших окон в качестве подсветки.

    Далее следует небольшая питейная церемония на выходе из Дворца (грустно смотрятся при этом пластиковые стаканчики, лучше стекляные или хрустальные фужеры, хотя бы для молодоженов - стоит предупредить об этом заранее). Если физические параметры молодоженов позволяют - эффектно смотрится кадр "жених выносит невесту из Дворца на руках и ... роняет" (шутка; относительно роняния, конечно).

    Итак, после собственно церемонии бракосочетания, кортеж отправляется на прогулку по городу. Для фотографа настает момент творческой самореализации. В момент подготовки к свадьбе неплохо оговорить с молодыми маршрут поедзки, поскольку места для съемки достаточно важны для создания некоего законченного визуального ряда, который в будущем будет формировать свадебный альбом. В некоторых случаях молодожены по каким-либо причинам твердо намерены сфотографироваться в каком-то конкретном месте, в других случаях - это предмет обсуждения. Например, мне не очень нравится съемка на Воробъевых горах, и если молодожены хотят иметь снимок, сделанный на высокой точке города с панорамой позади, то отличное мето для этого - смотровые площадки Храма Христа Спасителя, находящиеся на высоте 40 метров (очень небольшая и интересная экскурсия легко заказывается прямо на месте). В конце концов, всегда подойдут любые другие памятные места Москвы, где есть узнаваемые архитектурные символы города - Красная Площадь, Храм Христа Спасителя, красивые мосты с видом Кремля, парки столицы и пр.

    В теплое время года, когда есть зелень, можно сделать массу выигрышных снимков на любой симпатичной лужайке, в том числе и в полный рост, и до середины бедра, и портрет крупным планом. В яркий солнечный день не забывайте про подсветку теней вспышкой. В любом случае, экономить пленку во время поездки по городу явно не стоит.

    Прибыв в ресторан, в первую очередь стоит снять красиво сервированный стол - сначала без гостей, а затем и с ними, до того, как начнется процесс (здесь понадобится максимально широкий угол и, возможно, не помешает вторая вспышка). Что касается самого застолья, то вряд ли эти кадры можно будет считать необходимыми или нужными (за исключением, может быть, момента "горько"). Из обязательных кадров здесь можно отметить танец молодых и торт.

    Нельзя также забывать про смену планов - нередко можно видеть некое запечатленное событие, снятое, например, только средним планом, что, согласитесь, неверно. В свадебном альбоме обязательно должны быть снимки и крупным планом, и в полный рост, и групповые портреты. Одинаково неплохо смотрятся как поясные портреты, так и кадры на американский манер - "до середины бедра".

    Несколько слов о венчальной церемонии. Как правило, венчание происходит не в день свадьбы, а на следующий (хотя возможны, конечно, разные варианты). Сама процедура вполне умещается на одной пленке. Однако немало симпатичных кадров можно сделать вокруг церкви как до, так и после самой церемонии. Ключевыми моментами во время венчания будут одевания колец молодоженам священником, процедура "коронования", общий вид церкви во время церемонии, три круга вокруг аналоя, и некоторые другие моменты. Торжественность церемонии можно подчеркнуть крупным планом лиц молодоженов. Кроме того, фотографу важно попасть в церковь до начала церемонии, чтобы на месте провести "рекогносцировку" и наметить точки. Необходимо иметь ввиду, что "центральную дорожку", ведущую от молодоженов до алтаря пересекать нельзя, поэтому перемещения фотографа будут возможны только с одной стороны от молодоженов и позади них.

    Напоследок, отдавая заказчику снимки и негативы, можно порекомендовать, какой использовать свадебный альбом. Наименее удачным, с моей точки зрения, являются обычные альбомы для картинок 10х15 с пластиковыми карманами. Гораздо больше подходит альбом с чистыми картонными листами, переложенными тонкой прозрачной бумагой. Такие альбомы дают простор творчеству и позволяют использовать разные форматы отпечатков в альбоме. А прикреплять их можно прозрачными уголками либо специальным клеем.


    по материалам статьи
    Георгия Абрамова.



Hosted by uCoz