Съемки таинства венчания по материалам статьи с сайта "Одесская свадьба" http://www.wedding.odessa.ua/
Торжественная церемония церковного бракосочетания состоит из обручения, венчания, разрешения венцов и благодарственного молебна. По традиции жених должен встречать невесту уже в церкви, куда ее приводит отец. Однако в наше время новобрачные часто приезжают на венчание вместе, сразу после регистрации в ЗАГСе. В прошлом чин обручения, то есть подготовительная часть службы венчания, совершался в притворе (части храма при входе). Сегодня обручение чаще всего проходит в самом храме. Таинство венчания длится около сорока минут. В течение этого времени молодые стоят, присаживаться им не разрешается. Таинство брака совершается среди церкви перед аналоем (высоким столиком с пологой верхней доской для удобства чтения лежащих на нем богослужебных книг или целования лежащей на нем иконы). Жених становится по правую руку, а невеста - по левую. Священник в праздничном облачении выходит из алтаря через царские врата (средние двери в церковном иконостасе, ведущие в алтарную часть). В руках он держит Крест и Евангелие. Перед священником выносят и укрепляют свечу. Крест и Евангелие священник кладет на аналой. Священник трижды благословляет их крестом, дабы отогнать нечистого, и дает молодоженам в руки зажженные свечи как знаки супружеской любви, благословленной Господом. Свечи не дают, если венчающиеся вступают в брак по второму или третьему разу, так как горящие свечи - это символ чистоты и целомудрия. Полагается, чтобы свечи горели на протяжении всего таинства, поэтому они должны быть длинными и массивными. Таинство начинается с того, что священник помахивает кадилом и курит фимиамом, а затем читает молитву, после которой начинаются молитвословия о вступающих в церковный брак. После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: "Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: "Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая всё совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник). Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается. Раньше обручение происходило до венчания, иногда задолго. Обрученные хранили кольца, как символ любви и верности. Перед венчанием они возвращали их, подтверждая тем самым свое согласие на брак, желание отныне обмениваться своими мыслями, чувствами, радостью и горем. Поэтому можно последовать древней традиции и обручиться заранее или же сделать это в день венчания. Сегодня действительны оба варианта. Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи - знак духовного света таинства - торжественно проходят в центр храма. Впереди них ступает священник. Жених и невеста становятся на белый или розовый коврик, разостланный перед аналоем. На аналой, где уже лежат Крест и Евангелие, кладут венцы. Священник предлагает жениху и невесте пред Церковью и Богом еще раз подтвердить свое добровольное желание вступить в брак. Священник обращается к жениху: "Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?", - спрашивает священник, и жених отвечает: "Имею, честный отче". - "Не связан ли ты обещанием другой невесте?" - "Нет, не связан". Затем, обратившись к невесте, священник спрашивает: "Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?" - "Имею, честный отче". "Не связана ли обещанием другому жениху?" - "Нет, не связана". После этого начинается чин венчания - таинственное освящение супружества Божественной благодатью. Венчание начинается словами: - Благословенно Царство… После чтения молитв батюшка берет венец, знаменует им крестообразно жениха и дает поцеловать образ Спасителя, прикрепленный на передней части венца со словами: - Венчается раб Божий (имя жениха), рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Так же батюшка благословляет и невесту, давая ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, и произносит: - Венчается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Венцы могут быть надеты на голову жениха и невесты или же их держат над новобрачными шафер и подружка. В правилах церкви четкого указания по этому поводу нет. Держащим венцы нужно быть очень внимательными (особенно, когда священник троекратно обводит молодых вокруг аналоя), чтобы венцы не наклонились. Шаферу необходимо следить за тем, чтобы не наступить невесте на шлейф. Священник говорит: "Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!": При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту. Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: "Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!". Возложение венцов и слова священника: "Господи наш, славою и честью венчай их" - запечатлевают Таинство брака. Затем он читает строки из послания святого апостола Павла к Ефесянам и поет молитву "Отче наш". Ее должны петь вместе со всеми молодые. В знак покорности молодые преклоняют головы под венцами. Далее приносят чашу с красным вином (кагор или херес), над ней священник читает молитву и благословляет ее. Чашу с вином подносят сначала жениху, а после невесте. Новобрачные должны в три приема по очереди испить ее, в знак того, что с этих пор они должны жить единодушно, деля вместе радость и горе. Общая чаша - символ единой судьбы с одними радостями и горестями. Пить чашу до дна - значит разделить жизнь друг друга до самого конца. Священник соединяет правые руки жениха и невесты, покрывает их епитрахилью (часть его одеяния), а поверх - своей рукой, и трижды обводит их вокруг аналоя. Число "три" в Ветхом и Новом Завете означает полноту времени, а хождение по кругу - вечное шествие супругов, которое началось для них в день венчания. С короткой молитвой о прошении Господа благословить разрешение венцов и сохранить брак нерасторжимым, священник снимает венцы. Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы. В завершении молодым поется многолетие. Финал обряда - целомудренный поцелуй новобрачных - символ чистоты и вечности их любви. Сценарий венчания со временем естественно меняется, но суть его всегда остается одна - радость за молодых, пожелание им долгой жизни и, конечно, взаимной любви. Можно заранее прийти и посмотреть, что представляет собой обряд венчания. Кстати, людям, которые будут помогать новобрачным на таинстве, нелишне будет узнать о своих функциях, чтобы избежать конфузов. Для венчания необходимы: Свидетельство о браке или справка из ЗАГСа; Венчальные кольца; Венчальные свечи. Они покупаются в церкви перед таинством и хранятся потом супругами всю жизнь; Иконы. Для невесты - икона Божьей Матери (чаще всего Казанской), жениху - икона Спасителя. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой. Если у Вас нет икон, Вы можно приобрести их в церкви; "Подножка" - коврик из белой или розовой ткани, на которой стоят новобрачные во время обряда венчания. Потом она остается в храме; Бутылка красного вина (кагор или херес); Венчание стоит денег. В каждой из церквей это оговаривается индивидуально. Минимальная цена колеблется в зависимости от статуса храма и состояния прихода. Дату и время венчания Вы можете выбрать сами, записавшись в храме за одну-две недели. Проверьте, не совпадает ли выбранный Вами день с одним из дней, в которые венчание не совершается: вторник четверг суббота Великий пост (семь недель до пасхи). Петров пост (второй понедельник после Троицы - 12 июля) Успенский пост (14-27 августа) Рождественский пост (28 ноября-7 января) Святки (7-20 января) Сырная седмица (одна неделя до начала Великого поста) Пасхальная неделя (Светлая седмица) 14 февраля (канун Сретения Господня) 6 апреля (канун Благовещения Пресвятой Богородицы) Канун Вознесения Господня (39-й день после Пасхи) Канун дня Святой Троицы (49-й день после Пасхи) День Святой Троицы 10-11 сентября (канун и день Усекновения главы Иоанна Предтечи) 20 сентября (канун Рождества Пресвятой Богородицы) 26-27 сентября (канун и день Воздвижения Креста Господня) 13 октября (канун Покрова Пресвятой Богородицы) Фото- и видеосъемка в церкви не запрещена, но лучше заранее договориться со священником. Существует определенный порядок расположения в церкви родственников, друзей и других приглашенных на венчание. Представляющие жениха становятся справа при входе в церковь, невесту - слева. Присутствие на таинстве родителей, крестных отцов и матерей венчающихся желательно, но не обязательно. Если у жениха и невесты нет родителей, то приглашают кого-то из родственников или друзей старшего возраста. Посаженным отцом может быть только женатый мужчина, а посаженной матерью - замужняя женщина. В этой роли могут выступать также крестные родители жениха и невесты. Перед тем как жених и невеста отправятся в церковь, родители благословляют их и встречают после венчания: мать - с хлебом-солью, отец - с образом. Особое внимание необходимо уделить венчальному платью невесты. Оно должно быть белого цвета или любого другого, но светлого оттенка (темные тона исключаются). Желательно, чтобы наряд был длинным (обязательно ниже колена). К платью без рукавов необходимо дополнение - перчатки, закрывающие руки до локтя, накидка, шарф или палантин. Глубокое декольте и открытые плечи лучше дополнить теми же аксессуарами. В венчальный ансамбль непременно должен входить головной убор: фата, шляпа и т. д.
|